Приемы совершенствования речи

     Чтобы шутить и хорошо рассказывать анекдоты, надо научиться хорошо и правильно говорить. А чтобы научиться правильно говорить, надо научиться правильно и свободно пользоваться словами. Говорят: слово — это поступок.
     «Словом можно спасти,
     Словом можно убить,
     Словом можно полки
     За собою вести!»
     Итак, поговорим о приемах совершенствования речи у детей.
  1. Влюбите детей в русский язык. Расскажите детям, что русский язык один из самых красивых, мелодичных и обильных словами язык, что в русском языке почти четверть миллиона слов. С помощью слов можно передать любую мысль и любой самый тонкий оттенок чувств. Как же овладеть таким огромным количеством слов?
  2. Покажите детям словари: Орфографический словарь русского языка, Толковый словарь русского языка. Большой энциклопедический словарь, научите их пользоваться словарями — этим вы сделаете детям поистине царский подарок. Не случайно говорят: «Словари знают все».
  3. Увеличивайте словарный запас детей, следите за культурой их речи. Этому помогут различные игры «в слова». Собирайте идеи таких игр. Некоторые игры мы приведем сейчас.
     Игры «в слова»
  1. Предложите детям по очереди вспомнить как можно быстрей и как можно больше слов, начинающихся с заданной буквы. Например: жеребенок, журавль, жизнь... Проигрывает тот, кто вспоминал слово дольше установленного времени. Но из игры он не выбывает, а просто пропускает ход. Когда поток слов иссякнет, предложите детям способ, облегчающий вспоминание слов. Он заключается в том, что к заданной букве подставляют по порядку все буквы алфавита. Сначала «А». Жар, жасмин, жабры, жаворонок, жадность, жажда, жар... Потом букву «Б» — жбан, потом букву «В» — жвачка, потом букву «Г» — жгут, жгучесть и так далее. (В русском языке больше всего слов начинаются с букв П, С, В, О, Н, К.)
  2. Теперь игра посложнее: предложите детям построить осмысленную фразу, в которой все слова начинаются с одной буквы (Жадный, жесткокрылый, желтый жук желает жевать жирное жаркое. Страшные сильные слоны способны сломать семь стволов сосны сразу. Съев сто сорок сочных свежих сосисок с соусом, слон стал счастливым. Черный чумазый черт чересчур часто чертыхался). Побеждает тот, у кого цепочка слов получилась длинней или содержание смешней. Это очень веселая игра.
  3. Закончи слово. Один играющий называем часть слова, а другой должен его закончить. Все это в быстром темпе. Первый называет «пар-», второй заканчивает «-оход», «-овоз», «-ад», «-ашют», «-икмахерская» и так далее.
  4. Кто больше назовет антонимов.
         По свойствам: горячее — холодное, горький — сладкий
         По размеру: длинный — короткий, широкий — узкий
         По функциям: строить — разрушать, любить— ненавидеть
         По носителю функции и антифункции: мел — тряпка, зажигать — гасить, всплывать — тонуть
         По характеру: Красная шапочка — Серый волк, Буратино — Карабас, Волк — Заяц
  5. Кто больше назовет синонимов.
         Например, «смотреть». Синонимы: глядеть, видеть, глазеть
  6. Веселая игра «Балда», или конструирование слов. Первый называет любую букву, остальные добавляют по одной, стараясь максимально удлинить слово. Проигрывает тот, кто не может продолжить слово.
  7. Дается фраза, в которой пропущены некоторые слова, нужно их воспроизвести так, чтобы получилось смешно. Например, «Я ужасно мороженое»: «Я ужасно не люблю есть мясо мороженое», «Я ужасно хохотал, когда увидел, что корова ест мороженое».
  8. Назовите омонимы. (Омонимы — разные по значению, но одинаковые по звучанию и по написанию слова). Например, «вал» — земляная насыпь, морская волна, ось. Многозначность слов является источником многих ошибок, непонимания и недоразумений.
     Чтобы научить детей правильно использовать коварные многозначные слова и показать важность точного употребления слов, расскажите им несколько смешных историй и спросите, почему произошло недоразумение.

     Говорят, был такой случай. Бригадиру-строителю поручили поправить покосившуюся балконную стойку. Он влез на балкон вместе с молодым сильным парнем — новичком на стройке, поддел стойку ломом и приказал:
     — Бей по ребру! Парень удивился:
     — Ты что, с ума сошел?
     — Бей скорей по ребру, — заорал бригадир. А так как стоять бригадиру было неудобно, он начал крепко ругаться. Парень размахнулся и ударил кувалдой бригадира по ребрам. Бригадир свалился с балкона. Оправдает ли суд человека, не знающего омонимы слова «ребро»? (Ребро, в частности, это дугообразно изогнутая скрепляющая часть остова какого-нибудь сооружения.)

     Поручик встречает солдата с загипсованной рукой и спрашивает:
     — Что случилось, Вагнер?
     — Сломал в одном месте руку.
     — Впредь избегай этого места.
     Что имел в виду поручик и что солдат?

     — Что у вас сегодня на ужин?
     — Судак в тесте.
     — А у меня тесть в Судаке (тесть живет в городе Судак).

     Шутливая рифмовка
     Мастером острого экспромта был Пушкин. Однажды, явившись к высокопоставленной особе, Пушкин застал его валяющимся на диване и зевающим от скуки. При входе поэта высокопоставленное лицо, разумеется, и не подумало изменить позу, а когда Пушкин, передав, что было надо, хотел удалиться, то получил приказание произнести экспромт.
     — Дети на полу — умный на диване, — сквозь зубы проговорил раздосадованный Пушкин.
     — Ну, что же здесь остроумного, — возразила особа, — де-ти на по-лу умный на диване. Понять не могу... Ждал от тебя большего.
     Пушкин молчал, но когда особа, повторяя фразу и перемещая слоги, дошла, наконец, до такого результата: «детина полуумный на диване», то, разумеется, немедленно и с негодованием отпустила Пушкина.

     Быстрая шутливая и умная реакция на ситуацию очень украшает речь, а если еще и сказано в рифму, то это высший пилотаж! Выработайте «легкость мыслей необыкновенную», но не глупую, как у Хлестакова, а умную и смешную. Сначала отрабатывайте просто быстроту рифмовки, рифмуйте слова без смысла, лишь бы было смешно и быстро. Например:
     Книжка — коротышка. Стол — футбол. Ручка — закорючка. Ледокол — балабол. Мышка — мартышка. Козел — стрекозел. Молоток — колоток. Листок — бороздок.
     Потом составьте цепочку слов с одним и тем же окончанием. Это тоже надо делать в очень быстром темпе:
     Лет — самолет — громолет — книголет — ноголет — вертолет — водолет — конфетолет — куклолет — ванялет — петялет
     Сучок — сачок — балычок — бачок — бычок — рачок — тычок — молчок — синячок
     Потом рифмуйте слова со смыслом:
     Книжка — есть мыслишка; Свобода для народа; Девочка — тарелочка; Мужчина без чина; Кавказ прекрасен без прикрас.
     Потом составляйте двустишия с незатейливым и смешным смыслом; годится любая рифмовка, любой размер:
     Едет красненький трамвай, на него ты успевай.
     Шутки над собой люблю, что ни скажешь, все стерплю.
     Юмор, шутки, анекдот, поскорей пускайте в ход.

     В школу я вчера бежал, поскользнулся и упал.
     А девчонка увидала и себя расхохотала.
     Я смутился, покраснел, и опять на попку сел!

     В общем, ловкий я мальчишка,
     А зовут меня Дениска

     Когда наберете много двустиший, из них можно сделать смешные четверостишия.

     Простая незатейливая рифмовка украшает даже банальную шутку.
     «Чтобы я тебя любила, в доме все должно быть мило».
     «Чтобы мужу нравиться, надо чаще париться».
     «Береги нос в большой мороз».
     «Чтобы жизни срок возрос, обходись без папирос».
     «Чтоб продолжить жизни срок, пейте, люди, только сок».
     «Когда б не скрипка да не бас, то музыкант свиней бы пас».

     Однажды Пушкину назвали фамилию правителя канцелярии Новороссийского края — Лекс. Пушкин спросил:
     — Как его зовут?
     — Михаил Иванович.
     Пушкин сейчас же подхватил:
     «Михаил Иваныч Лекс,
     Превосходный человек-с!»
Яндекс.Метрика